top of page

Алоэ как средство от музыкального маразма

 

Анастасия Филиппова, февраль 2000

 

Представьте себе усыпанные телами различной степени копчености пляжи Коктебеля в разгар сезона отпусков. Особенность этих пляжей такова, что, начинаясь с набережной Литфонда, абсолютно прилично и даже чопорно, они плавно перетекают в дикие и неуправляемые палаточные городки прямо у прибоя. Народ в таких городках селится самый разный, но объединяет всех страсть к обнаженке. Нудистский, короче, заповедник. Итак, представьте: посреди лежащих, бродящих и скачущих людей, в двух шагах от моря стоит голый рыжий индивидуум... с контрабасом! При этом глаза его горят нездоровым блеском восторга, а пальцы уже приноравливаются как следует рвануть толстую струну. Знакомьтесь - Игорь Бычков, иначе Быча, лидер группы "Алоэ", на отдыхе. Изловил посреди курортной неги прохожего "лабуха" из ближайшей кафешки и упросил его дать поиграть на инструменте...Такова безмерная любовь к искусству этого человека.

 

    Группа "Алоэ" за одиннадцать лет существования успела многое. Например, она неоднократно получила гран-при на всяких фестивалях типа "Оскольской Лиры", сыграла уйму концертов на Украине и в России, разъехалась всем составом по Европе и Азии, раза три воскресла в новом составе, покорила Москву, получив титул группы года-96 среди роковых коллективов, и даже стала популярной в Воронеже!

 

    Последний концерт в нашем городе был зимой 1999-го года. Публика стонала, девочки вопили "Быча лучший!", а виновник восторгов в клошарском пиджачке выдавал во всю мощь своего фирменного тембра с колоритным южным акцентом: "Дайте мне роль Отелло!!!" или "А джунгли мои любовного зова полны...".

А начиналось все в конце восьмидесятых в маленьком городке Северо-Донецке Луганской области, где маялись бездельем молодые люди - Игорь Бычков и Витя Турчанин. Уморившись маяться, они решили заняться искусством. В частности, Бычков начал играть на гитаре, а потом вдруг решил поступить в местное музыкальное училище по классу контрабаса. Ну, и ему удалось. Инструмент к тому времени он держал в руках... две недели. Благополучно закончив училище, этот матерый человечище поступил в Харьковский Институт культуры. Сам он утверждает, что бросил сей храм науки ради театра, но легенды говорят другое. По преданию, Бычу с позором выгнали из института, когда обнаружилось, что отрок на контрабасе способен играть лишь рок и кантри, причем, пальцами по струнам, а не с помощью смычка. Когда-нибудь, когда Игорь станет патриархом отечественной музыки, он уйдет на покой и напишет в мемуарах все, как было, почесывая замшелые бакенбарды... пока же удается лишь фиксировать бесчисленные байки и изредка ловить воспоминания.

 

    В том, легендарном составе, "Алоэ" вкусило первые плоды славы. Постепенно формировался стиль и подбирался народ. Каждое выступление превращалось в шоу с плясками и импровизациями: впереди работали два фронт-мена - Быча с Турчаниным, один рыжий с контрабасом, другой - утонченный, с гитарой, а сзади с ударником выплясывали две безумно отвязные девицы - скрипачка и флейтистка, они же - бек-вокалистки. Получалась взрывчатая смесь из безудержного веселья, тщательной сыгранности (это всегда было фирменным знаком "Алоэ") и качественных текстов, которые во множестве производил Бычков. На фоне суровых исполнителей, косящих под Розенбаума, это было так свежо, что жюри "Оскольской Лиры - 94" немедленно восхитилось и под визг публики присудило "Алоэвцам" гран-при. Все последующие годы группа шла с аншлагом и вне конкурса. Спустя несколько лет с таким же блеском и непринужденностью, хоть и с другим набором музыкантов, "Алоэ" становится группой года на московском фестивале. Правда, денег это им не принесло, только популярность...

 

Группа <Алоэ>. Выступление в Московском клубе <Бункер>    Постепенно состав группы меняется: члены группы разъезжаются кто в Киев, кто в Иерусалим, кто в Амстердам. А Бычков женится на московской журналистке, и в 1997 году переезжает в Подмосковье. Свадьба - это отдельная история. Из семейного события сделали музыкальную оргию, продолжавшуюся несколько дней в одном из клубов. Даже продавались билеты для публики, а счастливый жених разгуливал в обнимку...с горшком, в котором бодро торчал куст целебного растения, давшего название группе. Впоследствии цветочек был подарен вместо флердоранжа молодой жене.

А после свадьбы начались суровые будни. Оказавшись без группы, которую было сложно перетащить в Москву, Быча подрабатывает бэк-вокалистом в группе "Уши Ван-Гога" у Вовы Веселкина (экс-"Аукцион"), и аккомпанирует на контрабасе исполнительнице романсов в кафе...

 

А потом началось московское "Алоэ". Сначала появился невозмутимый джазовый клавишник Илья Сандалов, на которого Быча тут же сгрузил все организационные хлопоты и переговоры. Постепенно подобрались и барабанщик с басистом, а попутно возникали все новые байки и легенды.

 

Бычков: 

    - Есть отдельная история про самое короткое выступление "Алоэ". Как-то раз я пришел на концерт своих друзей в московский клуб "Бункер", и с удивлением увидел "Алоэ" на афише. Меня никто не предупредил, однако, администрация вполне серьезно ожидала нас услышать. Тогда я вышел на сцену и сообщил: "Группа "Алоэ" выступать не может. Нас всех тошнит". Это было самое странное выступление за всю нашу историю, зато после концерта ко мне подошла девушка и дала телефон барабанщика Миши Юдина, который с нами теперь играет. А клуб "Бункер" до сих пор не включает в свою программу ни "Алоэ", ни сольно меня с контрабасом...

 

    Ну, вы уже поняли, что у Бычкова с контрабасами особые, трепетные отношения? Неоднократно он их ронял, забывал в поездах и на лавочках, разбивал вдребезги... Ходит опять же байка, что существовала целая кладовка, забитая трупами этих инструментов, куда Быча забрел однажды в несколько измененном состоянии сознания, и тогда возник рефрен песни: "Ты - кладбище моих контрабасов". Особые сложности возникали, когда музыканты возвращались после концертов. В темное время суток каждый милиционер считал долгом "домахнуться" к невысокой фигуре, скрюченной под огромным футляром, с вопросом: "Показывайте, гражданин, кого убили?"

 

Мы говорим <Бычков> - подразумеваем <контрабас>...Бычков: 

    - Я был так счастлив, когда в наш новый состав в октябре 1999-го влился басист Леша Батаев! С этих пор контрабас отдыхает дома, я перешел на гитару и стал гораздо более мобильным. Ну, и к тому же гитара дает больше возможностей сосредоточиться на вокале...

 

Свой стиль "алоэвцы" определяют как "арт-фьюжн", что сами же переводят как "искусство смешивать все". На самом деле это джаз-рок или около, но Быча, как всякий талант, выходит за рамки жестких определений, и постоянно примешивает то кантри, то еще что-нибудь совсем неожиданное. "Идет новая музыка, с которой я пока не знаком, но это очень интересно, и поэтому мы обязательно будем экспериментировать с новыми стилями" - говорит он. 

Последние достижения "Алоэ" случились уже в 2000 году. Группа с блеском выиграла столичный конкурс "Рок-Держава". В связи с этим они получили право записаться на "Того-Рекордс", а еще их пригласил в прямой эфир своей знаменитой "Антропологии" Дмитрий Дибров. Альбом уже записан (кстати, несмотря на то, что в Москве ротация начнется лишь через месяц, на Воронежском Радио-101 уже можно услышать вещи с этого альбома. А вот дибровская программа с "алоевцами" выйдет только в октябре. 

    И главное, главное! 24 сентября "Алоэ" будет работать в Воронеже живьем! Не все ж Буланову слушать, зайдите в "Юность" вечерком в воскресенье. И будет вам счастье в виде отвязной музыки и классного рок-н-ролльного шоу. 

bottom of page